Опубликовано 24 апреля 2017 в 22:22

Одной из актуальных проблем современной педагогической практики является проблема инклюзивного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

В нашем учреждении совместно с нормально развивающими детьми, воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (1 воспитанник).

Наличие этого факта привело к разработке специального плана сопровождения детей с ОВЗ, цель которого заключается в воспитании личности, социально адаптированной к условиям жизни в современном обществе, обучение, присмотр, уход и оздоровление воспитанников.

Реализация цели требует решения следующих задач:

  • создание условий для всестороннего развития детей с ОВЗ, обогащение социального опыта и гармоничное включение таких детей в коллектив сверстников;
  • формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств воспитанников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
  • осуществление психолого-педагогической коррекции (речевых, эмоциональных нарушений);
  • взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития каждого ребенка.

Основные направления работы с детьми с ОВЗ в полном объёме отвечают ФГОС:

  • физическое развитие – развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации;
  • социально-личностное развитие – обеспечение оптимального вхождения детей с ограниченными возможностями в общественную жизнь;
  • познавательно-речевое развитие – формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности; усвоение и обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов;
  • развитие речи как средства познания;
  • художественно-эстетическое развитие – развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции.

Индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ осуществляется в контексте ФГОС в следующих формах: закаливающие процедуры, специально организованная образовательная деятельность (также в режимных моментах), игры – тренинги, индивидуальная работа, все виды игр, беседы.

План индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее План) – это локальный акт, очерчивающий круг основных мероприятий, направленных на адаптацию и социализацию детей с ОВЗ в коллективе сверстников.

План реализуется в течение учебного года в каждой возрастной группе, в списочный состав которой входят дети с ограниченными возможностями здоровья.

План реализуется воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья и специалистами учреждения (музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, воспитатель, старшая медсестра), а также другими компетентными заинтересованными лицами (по согласованию с ними).

Предметом Плана является деятельность специалистов учреждения, направленная на создание единой модели сопровождения детей с ОВЗ в обычных группах дошкольного учреждения на период пребывания детей в ДОУ.

План составляется или корректируется воспитателями и специалистами учреждения в мае-июне текущего учебного года.

План индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ

Участники педагогического процессаСодержание деятельностиФормы работы
СемьяВключение в единое образовательное пространство «Детский сад – семья»Родительские собрания.
Консультации.
Беседы.
Круглые столы.
Игры- тренинги.
Приглашение родителей для участия в жизни группы.
Наглядная информация.
Мероприятия, досуги, праздники для родителей и детей.
Воспитатели группы, где есть ребенок с ОВЗФормирование командного взаимодействия.
Обучение действиям в определённых ситуациях
Деловые игры – тренинги.
Консультации
Старшая медсестраКонтроль за организацией оздоровительных мероприятий и питанием детей
Сезонные профилактические мероприятия
Музыкальный руководитель
Развитие музыкальности детей, способности воспринимать музыку. Приобщение к музыкальному искусству.Использование элементов музыкальной, танцевальной терапии.
Организация совместных праздников и развлечений.
Инструктор по физической культуре
Развитие физических качеств.
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Диагностика физического развития. Выполнение рекомендаций специалистов.
Организация совместных праздников и развлечений. Утренняя гимнастика.

Задачи старшей медсестры по индивидуальному сопровождению детей с ОВЗ

  1. Распределение детей с ОВЗ по группам здоровья.
  2. Сопровождение детей с ОВЗ в адаптационный период в детском саду.
  3. Фронтальное посещение групп в момент адаптации детей с ОВЗ к дошкольной жизни.
  4. Организация закаливания детей с ОВЗ.
  5. Персональный контроль по группам имеющих детей с ОВЗ по выполнению санэпид режима.
  6. Обучение детей с ОВЗ мерам защиты своего здоровья.
  7. Контроль за организацией физического воспитания детей с ОВЗ.
  8. Контроль за состоянием здоровья детей с ОВЗ после прививки.
  9. Создание оптимально – двигательного режима детей с ОВЗ.
  10. Контроль физкультурно–оздоровительных мероприятий с детьми ОВЗ в летний период.

Задачи музыкального руководителя по индивидуальному сопровождению детей с ОВЗ с учетом возрастных групп

Младшая группа

  • слушать музыкальные произведения до конца, узнавать знакомые песни;
  • различать звуки по высоте (низко –высоко);
  • замечать динамические изменения (громко-тихо);
  • петь не отставая друг от друга;
  • выполнять танцевальные движения в парах;
  • двигаться под музыку с предметом.

Средняя группа

  • слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер;
  • узнавать песни, мелодии;
  • различать звуки по высоте (секста-септима);
  • петь протяжно, четко произносить слова;
  • выполнять движения в соответствии с характером музыки;
  • инсценировать (вместе с педагогом) песни, хороводы;
  • играть на металлофоне простейшие мелодии на 1-3 звуке.

Старшая группа

  • различать жанры в музыке (песня, танец, марш);
  • звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка);
  • узнавать произведения по фрагменту;
  • петь без напряжения, легким звуком, отчетливо произносить слова, петь с аккомпанементом;
  • ритмично двигаться в соответствии с характером музыки;
  • самостоятельно менять движения в соответствии с 3-х частной формой произведения;
  • самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать не подражая друг другу;
  • играть мелодии на металлофоне по одному и в группе.

Подготовительная к школе группа

  • узнавать гимн РФ, РТ;
  • определять музыкальный жанр произведения;
  • различать части произведения;
  • определять настроение, характер музыкального произведения; слышать в музыке изобразительные моменты;
  • воспроизводить и чисто петь мелодии песен в удобном диапазоне;
  • сохранять правильное положение корпуса при пении (певческая посадка);
  • выразительно двигаться в соответствии с характером музыки, образа;
  • передавать правильно ритмический рисунок;
  • выполнять танцевальные движения качественно;
  • инсценировать игровые песни;
  • исполнять сольно и в оркестре простые песни и мелодии.

Задачи инструктора по физическому воспитанию по индивидуальному сопровождению детей с ОВЗ с учетом возрастных групп

Младшая группа

  • Содействовать гармоничному физическому развитию детей.
  • Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта: выполнению основных движений, общеразвивающих упражнений, участию в подвижных играх.
  • Развивать у детей умение согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп; самостоятельно выполнять построения и перестроения, уверенно, в соответствии с указаниями воспитателя.
  • Развивать у детей физические качества: быстроту, координацию, скоростно-силовые качества, реакцию на сигналы и действие в соответствии с ними; содействовать развитию общей выносливости, силы, гибкости.
  • Развивать у детей потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.

Средняя группа

  • Содействовать гармоничному физическому развитию детей.
  • Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта: уверенному и активному выполнению основных элементов техники общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений; соблюдению и контролю правил в подвижных играх; самостоятельному проведению подвижных игр и упражнений; умению ориентироваться в пространстве; восприятию показа как образца для самостоятельного выполнения упражнения; развитию умений оценивать движения сверстников и замечать их ошибки. 
  • Целенаправленно развивать быстроту, скоростно-силовые качества, общую выносливость, гибкость, содействовать развитию у детей координации, силы. 
  • Формировать потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.

Старшая группа

  • Содействовать гармоничному физическому развитию детей.
  • Накапливать и обогащать двигательный опыт детей: добиваться осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнения всех видов упражнений(основных движений, общеразвивающих упражнений); формировать первоначальные представления и умения в спортивных играх и упражнениях; учить детей анализировать (контролировать и оценивать) свои движения и движения товарищей; побуждать к проявлению творчества в двигательной деятельности; воспитывать у детей желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами.
  • Развивать у детей физические качества: общую выносливость, быстроту, силу, координацию, гибкость.
  • Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Подготовительная к школе группа

  • Содействовать гармоничному физическому развитию детей.
  • Накапливать и обогащать двигательный опыт детей: добиваться точного, энергичного и выразительного выполнения всех упражнений; закреплять двигательные умения и знание правил в спортивных играх и упражнениях; -закреплять умение самостоятельно организовывать подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами; закреплять умение осуществлять самоконтроль, самооценку, контроль и оценку движений других детей, выполнять элементарное планирование двигательной деятельности; развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений.
  • Развивать у детей физические качества (силу, гибкость, выносливость), особенно ведущие в этом возрасте быстроту и ловкость, координацию движений.
  • Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.