Опубликовано 24 апреля 2017 в 12:57

Всех детей-мигрантов можно разделить на две группы:

  • дети-билингвы – это дети, в семьях которых говорят как на своем родном языке, так и на русском языке. Многие из них никогда не были на своей исторической родине. Как правило, такие дети коммуникабельны, они свободно говорят по-русски, не испытывают затруднений в общении;
  • дети-инофоны – это дети, чьи семьи недавно мигрировали. Дети-инофоны владеют иными фоновыми знаниями, русским же языком они владеют лишь на пороговом уровне, на бытовом уровне. При этом такие дети часто не понимают значения многих употребляемых ими слов, т.к. дома родители в основном общаются со своими детьми на родном языке. В детском саду дети-инофоны вынуждены общаться с педагогами, с ровесниками только на русском языке. Преодоление языкового барьера создает для них определенные трудности.

Сопровождение работы с детьми - инофонами

Основной задачей ежедневной работы воспитателя с детьми в повседневной жизни является повышение их уровня владения русской речью. Ведущая форма работы – целенаправленное общение естественного типа в различных наглядных и предметно-практических ситуациях (индивидуально с ребёнком, с небольшой подгруппой детей). Воспитатель больше говорит с детьми, но при этом речь педагога не  носит монологического характера, важно постоянно обращаться к детям с вопросами, предложениями. 

При планировании работы с детьми по повышению их уровня владения русской речью, воспитатель  придерживается следующих общих методических рекомендаций:

  • в целях обеспечения понимания детьми русской речи и реагирования на речь действием, сопровождает обращённую к детям речь жестами, мимикой, показом предметов и картин;
  • при планировании занятий  учитывает достигнутый уровень владения языком, подбирает материал для обучения, соблюдает последовательность формирования речевых умений и навыков;
  • для активизации речевой и речемыслительной деятельности детей как можно чаще применет коллективные и групповые формы работы (работа в парах, тройками, хоровые ответы).

Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута - это создание в нашем учреждении условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, носителей другой языковой культуры, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка. 

План индивидуального образовательного маршрута включает основные направления:

  • организация движения (развитие общей и мелкой моторики);
  • развитие навыков(культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных); 
  • формирование деятельности (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования); 
  • развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций); 
  • формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях); формирование представлений о пространстве, времени и количестве.

Использование данного ИОМ предполагает формирование у детей - инофонов:

  • навыков слушания и понимания русской речи;
  • расширение словарного запаса;
  • получение практических навыков по владению грамматическим строем русского языка;
  • расширение коммуникативных возможностей. 

Тем самым наше учреждение создает условия для выравнивания стартовых возможностей детей-инофонов перед поступлением в школу, что позволит им в дальнейшем успешно учиться в школе.